Бобры Тусоваторы
		
		
		
	


 

 

река ГРАНИЧНАЯ

Поход на байдарках: 28 апреля - 1 мая 2006 года 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ ОТ ПОПОВИЧА

"ЯДРЕНАЯ ДЮЖИНА

или

НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТУСОВАТОРОВ НА РЕКЕ ГРАНИЧНАЯ"

 

 

ПОДГОТОВКА

Не стоило сомневаться, что Шаман начнет «пинать» меня начать готовиться к походу ровно 1 марта. Так, собственно, и произошло, но довольно долго мне удавалось уходить от ответа общими фразами. Хотя ближе к апрелю пришлось все-таки сдаться и начать шевелиться, чтобы успеть определиться с рекой и заранее заказать автобус, ну и, конечно, определиться с величиной вступительного взноса, что достаточно сильно завязано с составом и количеством людей и лодок, а также стоимостью аренды автобуса.

ВЫБОР РЕКИ

Времени на тщательный выбор у меня не было – на работе загруз, дома всегда какие-то дела находятся, да и Шаман уже замумукал: «Скажи реку, скажи реку». Поэтому, чтобы не сильно заморачиваться, я от балды ему и сказал: «Граничная». Я давно держал эту речку в памяти – надо бы на нее сходить, но своим ходом туда добираться очень тяжело, а так как мы собираемся опять брать автобус, то почему бы и нет. Так, решение идти на Граничную родилось за 5 минут. И только две недели спустя, я удосужился поднять карты, записи и более досконально разработать маршрут. Результаты подтвердили мое импульсивное решение и для данного, 3х дневного похода река оказалась очень удачна и в заброске, и в выброске, и в длине маршрута (с точки зрения заказа автобуса, конечно J).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА

 

Обзвонив всех Почетных Бобров на предмет: кто желает пойти в поход и кто сколько берет с собой пассажиров, учтя пожелания Молодых Бобров, мы отобрали 16 желающих на 6 лодках. Это было несколько больше того количества Бобро-единиц, чем мы ходили раньше. А FreeWolf тут же начал бузить, что народу очень много, на снятии со стоянок будет полная каша, его, мол, ребята - жаворонки, а все остальные совы. Исходя из этого, мы практически изначально решили так: в этом походе образуем две бригады. Одну под командованием FreeWolf`а, а вторую под командованием Шамана, а я буду выполнять адмиральские, координирующие функции и не буду входить ни в одну из бригад. Паша и Шаман согласились, и мы начали «тусовать» людей по бригадам.

Дело в том, что у Паши было 2 лодки. (Паша+Лена+Петрович) и (Негр+Смаг+Девушка), а у Степанова под командованием 4 лодки. (Степанов+Аня+Крот), (Валера+Друг), (Leg с Iren) и люди, которые пока непонятно куда сядут: Ustas, Джим и Миша Степанов. Поэтому Олега с IREN для баланса между бригадами сразу передали под  Пашину опеку. Все шло хорошо, до тех пор, пока не выяснилось, что Валера идет один... Пришлось переиграть и посадить к нему Ustas`a. А у Паши не идет Смаг с девушкой, поэтому туда было решено посадить Джима с Мишей. Придумали все зашибенно и успокоились.

За неделю до похода выяснилось, что Миша, как обычно, пойти не сможет J. Меня это, собственно, абсолютно не удивило и я был к такому повороту морально готов. Поговорили с Кротом – он решил взять одного парнишку, который с нами в пейнтбол играл. Все снова зашибись, но тут случилось страшное. Паша, думая, что  раз Негр плывет один, то нет смысла Олегу с девушкой плыть отдельно на двушке, когда можно замечательно плыть втроем и сэкономить 1 лодку. Решение то оно само по себе было неплохое, и, в конечном счете, мы так и сделали, но я то мысленно уже посадил к Негру Джима и Козлова (друга Крота)...

Теперь же возникла мерзопакостная ситуация: либо две трешки плывут по два человека в лодке, либо одного еще нужно искать, и не просто одного человека, а еще и одну лодку, к тому же переколбашивать составы, так как сажать в одну лодку людей, которые не умеют ей управлять достаточно опрометчиво. НО... нашлось еще одно решение – Паша сказал, что Петрович не горит желанием пойти, тогда к Паше садится Джим и... Козлов, которого мы только что пригласили в поход, оказывается «лишним». Вот мы, блин, поспешили... Тут же в срочном порядке связались с Антоном – как там Козлов, не передумал, можно его не брать или же он уже готов?

Это ожидание ответа Антона было мучительным, мы же не могли исключить из похода человека, которого сами и позвали, но если бы он не пошел – все было бы зашибенно. Уф... Все так и произошло. Козлов не мог определиться точно сможет он пойти или нет, а Антон сказал, что тогда «все – в следующий раз» J. Ура! Состав определен. 12 бобро-единиц и 5 единиц флота, включая адмиральский ялик J. Так как дюжину человек на две бригады разбивать смысла не имело, то Паша согласился, что в этот раз идем, как обычно, одной тусой.  И вот, началось. 

 

28 апреля 2006 года (пятница)

СТАРТ

Сразу после работы, мы со Степановым поехали ко мне на Филевскую пойму – я там бросил машину, собрал свои вещи и загрузил их к Шаману. Мы сходили в магазин, закупили колбасы, сыра, хлеба – все те продукты, которые не могли купить за неделю в связи с их скоропортящимися свойствами – и поехали на место нашего обычного сбора: метро Студенческая, квартира моих родителей. Почти сразу после нашего приезда появилась Анечка, которую мы тут же засадили за сортировку продуктов по мешкам. В этот раз мы купили дополнительные гермы для продуктов для того, чтобы все продукты разделить сразу на три дня в три мешка (кстати, идея оказалась хорошая и удобная), поэтому Анечке, как главному шеф-повару всех походов и была поставлена такая задача. А я полез на антресоли за веслом для Паши, видите ли, я ему когда-то в каком-то походе обещал весло подарить, чтобы он «не плакал» и забыл - и вот пришлось лезть за ним наверх именно сегодня. Но зато слазил не зря – нашел там свои старые болотные сапоги и презентовал их на время похода Степанову, чтобы он мог быть «полноценным» участником возможных залезаний  в воду, а не зрителем, как обычно J.  

В процессе сборов вылез «большой упс»: я забыл отдать Степанову на сканирование один лист карты... Это был не лист с самой рекой, а лист, по которому нам предстояло ехать на автобусе от трассы до реки, а так как дорога предстояла сложная, то без карты добраться до Фирово было бы просто нереально... Полез я в Инет, искать карту. И нашел та-а-кую классную карту, что очень обрадовался тому, что потерял тот старый лист: оказывается, я наметил очень сложный маршрут движения автобуса по длинной петле, а от Красномайского до Фирово идет прямая асфальтированная дорога! Круто! Вот не знаешь, где найдешь, где потеряешь J. 

 

 29 апреля 2006 года (суббота)

НАЧАЛО

За сборами время летело незаметно, и уже в 00.15 подъехал автобус. Начали грузиться, стараясь сильно не шуметь, чтобы не получилось как в прошлом году, когда добрые соседи вызвали наряд милиции для проверки подозрительной группы в камуфляже с большими тюками J. Погрузились и в 01.00  выехали. Сразу все открыли пиво, чтобы отметить благополучный старт и, немного, набравшись «успокоительного зелья» задремали. В автобусе было как-то прохладно и во сне все изрядно померзли, а водитель не знал, как в этом автобусе врубается печка. Под утро он догадался позвонить по сотовому в Москву и ему объяснили J. После этого наступил «Ташкент» и всех разморило и вырубило окончательно. Где-то около 07.00 мы свернули с трассы (после пос.Красномайский). И началось самое страшное: дорога пошла проселочная и водитель постоянно интересовался на каждом перекрестке – прямо ехать, али как? А я конкретно «залипал»: спать хотелось до ужаса, глаза просто слипались..., но периодически приходилось вскакивать, говорить водителю «прямо, прямо...» и дальше проваливаться в дремоту до следующего перекрестка. 

К 08.00 мы проехали Фирово и подъехали к мосту через Граничную в районе деревни Горшково. Речка приятно порадовала:  камешки в русле, не широкая – как раз то, что я очень люблю и уважаю J. Да и погодка просто зашибись: тепло, солнышко – одним словом: БЛАГОДАТЬ! Осмотрели место нашей остановки – в 50 м от дороги, слева, есть площадка, куда могут подъехать машины, но у нас не было уверенности, что автобус туда сможет съехать, плюс там более сырое место, чем возле дороги. А обочина прямо у моста – метра 3-4 шириной и места более чем достаточно, для сбора лодок. Так и решили: собираться прямо около дороги. Я отдал водителю положенные 10 000 рублей за доставку и карту с указанием трех возможных мест, куда нужно будет подъехать за нами. И он уехал, пообещав приехать за нами сюда же через неделю J. Шутник оказался J 

 

Собственно, начали мы сборы лодок. Валера, перед самым походом загорелся идеей взять свой старый «Таймень», но он не знал, в каком состоянии его брезентовая шкура: он ее с прошлого похода, не просушив, бросил в гараже... Дабы не рисковать, он купил новую шкуру из ПВХ и мы находились в томительном процессе ожидания того, как будем ее «натягивать на кости», ибо еще ни разу не случалось того, чтобы шкура вставала на железо без мата и часа мучений. Но Валере с новой шкурой очень повезло – встала с удивительной легкостью и с первого раза. Да, этого никто не ожидал – мы ведь собирались устраивать «битву со шкурой». Очень удивительное начало похода – все складывается настолько удачно, что непременно ожидаешь какой-нить проблемы J

Крот получил от Степанова «выговор с занесением»: он приехал в поход с одним рюкзаком, без герм. Я, кстати, не согласен с этим выговором, так как считаю, что обеспечить своего матроса все же должен был сам Шаман, но решил в чужой монастырь не лезть – Степанову виднее, как в своей лодке строить взаимоотношения. В результате выкрутились, так как я взял одну запасную герму и, к тому же, мне не пригодилась большая красная герма, которую я планировал привязать на корме каяка, но решил этого не делать. 

Девчонки вскипятили чаю и накормили всю тусовку бутерами. К 12:10 три лодки уже находились на воде и в 12:30 мы тронулись в путь! Через 13 минут после старта, справа заметили какой-то ручей. Я предполагаю, что это река Фировка, но уж больно она узенькая для реки. В описаниях наших предшественников я находил записи, что некоторые шли до Граничной по Фировке – я, честно говоря, не понимаю, как это они осуществляли...  А еще через 2 минуты (в 12:45) наткнулись на первое препятствие на реке: наплавной мост на тросах. Паша вылез и провел свою лодку вдоль левого берега. Пройти там можно, но течение сильное, которое корму лодки выворачивает, а прижаться сильнее к берегу мешает трос, удерживающий мост. Я сплавал к правому берегу, но там еще хуже. Пришлось всем проходить слева. Потихоньку, вдоль бережка, отталкиваясь веслами от дна, протолкнулись все, не вылезая из лодок. 

Река шириной примерно 7-10 метров, течение сильное. Думаю, что мы идем 7-8 километров в час. Сразу после мостика слева приток – названия я не знаю. Там же, на правом берегу, здоровенное бетонное заброшенное сооружение, какие-то заборы. Судя по всему это Губарево. 

12:57  Деревянный а/мост, который мы не смогли найти на карте. Ну и бог с ним J. До этого река шла в лугах, теперь же появились смешанные леса, преимущественно березовые. Стоянок пока никаких не видно. Плывем ходко, благо, что погода просто супер – тепло, солнышко, на небе ни облачка – просто благодать! 

13:05  Справа ручей. Еловый лесок. Впереди слева видна а/м дорога, дома. 

13.20  Перекур на правом берегу, дабы ноги размять и сходить в лесок «по делам». Тут же с удовольствием принялись распивать спиртные напитки: Шаман свою любимую брусничку достал, а более алкоголеустойчивые чуваки (типа меня и Валеры J) достали коньячок. 

13.50 Тронулись 

14.00  Слева и справа большой поселок Лесной. Несколько перекатиков. По низкой воде они могут быть опасными, а сейчас просто быстринки. Нас догнала группа их 3х байд. Они ехали поездом из Бологого до Фирова и собирались недалеко от ж/д станции (т.е. выше нас, но плывут явно быстрее J). 

14.07  Ж/б автомост. Говорят, что за мостом есть магазин, но нам пока ничего не нужно и мы решили не проверять. 

14.25 Слева большая поляна в соснах. Можно использовать для стоянки. 

15.00  Справа дер.Скоково. Вдоль реки сплошные бани. Слева грунтовая дорога и впереди автомост. Под мостом большие буруны. Народ пристал к берегу для осмотра. Я же, уже достаточно бухой, просто напролом ломанулся по центру – хорошая быстрина и, надеюсь, ничего опасного – главное ломиться в центр струи, что я и сделал. Немного рискованно, конечно, но я был поддатый, кровь в жилах бурлила и адреналин требовал выхода энергии, вот я его и получил. И все очень красиво и грамотно сделал J.: прошел перекат на 5 баллов! 

15.53  ЛЭП 3 нитки. Что-то я нажрался уже прилично... 

16.04  А/м мост. Справа простой безопасный проход. Сложно идентифицировать что это, но мы примерно в районе Баталинского детского санатория. 

16.15  Справа есть местечко для стоянки. Мы и встали для перекуса. Нарезали бутеров и поели немного. Степанов тем временем проплыл вперед и оказался у деревни Рождество. И пошел в магазин за сахаром. Еще они купили скумбрию холодного копчения. Там вообще три магазинчика – закупиться можно нормально. Мы нарезали Степанову сух. пайком бутербродов и поплыли к ним. 

16.40 Тронулись 

16.45  А вот и дер. Рождество. Церковь. Тут и догнали Степанова, выдали ему бутеров и все вместе поплыли дальше. 

17.00  А/м мост 

17.07  Синий железный пешеходный мост. Продолжаем плыть по деревне. Она какая-то до бесконечности длинная. Просто кошмар какой-то плывем, блин, и плывем. Плывем и плывем... 

17.14  А/мост. Очень приятный перекат. Дрейф 5 мин. Только что кончилась дер.Рождество и мы начинаем искать место для стоянки. На сегодня план–минимум (20 км пути) выполнен: можно и расслабиться J, а то, после годичного перерыва в походах, как-то все немного устали. 

17.40 Встали на правом берегу в соснах. 

Мы встали на стоянку и метрах в 150 от нас шел лесной пожар. Мы собственно, решили потушить его, так как никаких проблем не видели: ну немного трава горит, пламя не большое. Шаман только стремался: «мы не справимся... я уже тушил лесные пожары... это полная жопа». Действительно, было тяжело. Ветер усилился, и огонь по сухой траве пошел в нашу сторону гораздо быстрее и сильнее. Подойти к «линии фронта» было нереально. Сбивать пламя веслами не удавалось и по команде Степанова мы отступили и стали строить заградительную линию в 15 метрах от линии фронта. Веслами откидывали траву и ветки до земли формируя земляную полосу, Ustas проливал ее водой, а я пускал безопасный и контролируемый встречный пал. И наши грамотные действия дали результат! Мы победили огонь в самом сильном его месте!!! Дальше осталось дело техники – затушить менее сильные фронты и единичные очаги. Победа!  Мы спасли лес! Бобры опять помогли природе и совершили подвиг! А Анечка геройски снимала нас на фото и видео. 

Валера после этого предложил искупаться и я решил поддержать его и открыть купальный сезон. Было страшно, очень страшно прыгать в холодную воду, но оказалось просто обалденно. Ничуть не холодно и, искупавшись, мы даже не стали переодеваться, лихорадочно сушиться, а гордо продефилировали в трусах через весь лагерь к огню J. Потом мы разбили лагерь, поели супчику, пожарили шашлык. Он оказался очень отменным – Антону респект – умеет, гад J 

Ночью снова горел лес, точнее сильно тлели, а потом загорались стволы старых сухих деревьев, мы не могли их сразу потушить, так как тлело очень высоко и оставили как есть, а ночью стало очень хорошо видно, где и что горит. Пьяный Негр ушел в лес, залез на одно тлеющее дерево, а оно разгорелось. Ему не пришло в голову спрыгнуть: он продолжил на нем сидеть и орать, чтобы его спасли J. Я, Паша и Larinel пошли спасать горящего Негра и дерево J. Заодно потушили оставшиеся тлеющие деревья. А потом мы с Валерой, Антоном и Наседычем курнули «волшебной куришки» и всю ночь ржали и жрали. Спать легли где-то во втором часу ночи. Было очень холодно, где-то минус три, минус пять (наутро все котелки стаканы и бутылки были со льдом, а в котелках практически аж полусантиметровый слой).   

 
 30 апреля 2006 года (воскресение)

ВТОРОЙ ДЕНЬ ПУТИ

09.00  Первыми встали Паша с Леной, и, услышав, что они уже на ногах, я тоже поднялся. Бодренький и хорошенький: действительно, древнее средство от мигрени действует хорошо J. Затем постепенно встали все, кроме Валеры и Негра, которые продолжали дрыхнуть. К десяти утра приготовили завтрак: гречка с тушенкой. Затем, не торопясь, стали собираться. А торопиться смысла не имело, так как Валера все еще спал J. В половину двенадцатого палатки еще стоят. Я собран, но я такой один. Хожу, ругаюсь на всех и нервничаю... Тронулись только в 13:15... Наконец-то.... 

13.45  Шивера. Слева свободный проход. Но по низкой воде был бы неплохой шкуродер. 

13.50  Дерево через реку. Спокойно пролезли под левым берегом под комлем не вылезая из лодки. Река сейчас метров 15. Течет в глухих, преимущественно еловых лесах. Много поваленных деревьев в русле, но все это неопасно. Стоянок хороших нет – лес слишком густой. 

14.40  Завал. Дерево через всю реку. Я на своем каяке умудрился просочиться под деревьями слева. Потолкался, пролез, и таки просочился и встал с другой стороны бревна на подстраховке, так как решено было перепрыгивать через бревно с частично снятым на берег экипажем. Степанов с Анечкой застряли, я подстраховал их и они протолкнулись. Негр (он был один в лодке) с разгону перепрыгнул через бревно без задержек. Паша с Леной сели тяжелее – Паше пришлось даже перелезать с третьего на второе место. Валера, немного попрыгав на бревне тоже благополучно перебрался. Кстати, сразу после этого бревна идет второе, под которым  несложно подлезть, но есть немного опасности, так как скорость течения очень высокая и корму может снести. 

15.00  Поплыли дальше. Через 100 метров а/м брод и какой-то трос натянут через реку. 

15.05  Граничная впала в р.Шлину. Степанов требует водки – Валера достал ему бруснички – Степанов счастлив J. Дрейфуем группой, пьем брусничку и коньяк. Шлина – уже здоровая река, метров 20-25, леса по берегам сосново-еловые. Берега крутые, 5-6 метров. 

15.30  Справа деревня. Начало пос.Комсомольский. 

15.35  Слева в лесу 1 дом 

15.45  А/м мост. Слева и справа пос.Комсомольский. 

16.00  Ж/д мост. 

16.07  ЛЭП 3 нитки 

16.11  Слева ручей, справа неплохое место для стоянки. В реке какие-то сваи древнего моста. 

16.14  Слева еще один ручей (даже 2). Слева дома на высоком берегу. 

16.20  Встали на обед на левом берегу. Я уснул. Народ купался. 

17.35  Тронулись. 

18.15  Река сильно петляет в невысоких берегах. Каждый поворот – пляж. На правом очень высоком берегу стоят автомобилисты и на левом, низком, тоже стоят а/машины. 

18.30  Железный пешеходный мост. Прошли слева. У моста хорошие места для стоянок, но тусуются рыбаки на мотоциклах. За мостом поваленная сосна в русле, но справа есть проход. 

19.15  Слева то ли старица, то ли приток. Мест для стоянок нет. Полный глушняк, либо крутой сосновый берег, либо крутой берег без возможности взобраться на него, либо луга. 

19.30  Встали на правом высоком берегу. Здесь есть а/м дорога, кострище. Наверх идет очень удобный подъем. До этого места есть еще одно чуть ранее и еще одно чуть дальше, но они похуже. 

Вечером сварили супа, выпили водочки с солеными огурцами (хорошо пошли огурчики, нужно брать с собой всегда и брать больше). Ночью Паша пошел с рацией к соседям. А мы прикалывались и орали ему в рацию всякую хрень. Зато Паша выяснил точно где мы находимся: у соседей GPS приемник оказался. Вечером снова раскурились, но я чувствовал себя очень плохо (весь день болела голова), скорее всего я простудился и поэтому завалился спать. Ночью опять было очень холодно. Я замерз, но выспался.  

 

   1 мая 2006 года (понедельник)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ

 Утром понедельника у всех сработали будильники J. У меня в 6-20. Но я продолжал валяться до 08-30, а когда убедился, что Паша разжег костер J, то тогда поднялся. К 09.00 более половины бобров уже встали, позавтракали, и в 10-00 начали свертывать лагерь. Я собрался к 10-30, но народ еще пакуется. Погода – блеск! Опять солнце, на небе ни облачка. Красота! 

11.30  Отчалили 

11.43  Остров. Обход справа. Мне показалось, что слева река Шлинка. 

12.07  Слева отличное место для стоянки, но оно занято рыбаками на мотоциклах 

12.15  Слева такие большие заводи, что фиг поймешь, Шлинка это или нет и где она вообще. Справа почти такое же место для стоянки, как было у нас. 

12.30  Справа отличное место для стоянки, но стоит авто. Стоит какое-то подобие огромного парника из слег. 

12.40  Слева 5эт дома. Это дер.Хотилово, но она не отмечена у нас на карте. Дома новые. 

12.50  Я увидел бобра в 5 метрах от себя! Ура! Поход пройден не зря! 

13.10  А/м мост. Пошли распри. Андрюха не хочет плыть дальше. После недолгих разборок выяснилось, что он думал, что нам плыть до следующего моста еще столько же, сколько с утра до этого, а на самом деле всего 1 час остался. Поэтому он согласился и мы двинули дальше. 

13.25  Справа хорошее оборудованное для стоянки место. Догнали группу на кате и 2х надувных рафтмастерах. Немного разговорился с ними. Оказывается, они были на нашем сайте, считают его очень популярным и очень им понравились наши статьи о походах! Я просто таю в лодке, как медом намазали – при возвращении обязательно активно со Степановым займемся сайтом и восстановлением всех ненаписанных описаний походов. 

13.35  ЛЭП 3 нитки. Река шириной метров 30. Перегоны по 100-200 метров и более 

14.15  Справа хорошее место для стоянки, но стоит а/м  и работает «Дружба». 

14.20  Финиш. Наши первые лодки дошли до а/м моста. Автобус уже стоит у реки. Узнав это я бросил весла и решил насладиться последними минутами похода и дрейфовал минут 20 до самого моста. Я наконец-то сварил свой супчик из свиной тушенки – очень вкусно. Еще выпили, покупались, собрались и в 17-00 выехали. Автобус удобный, с 2мя рядами сидений. Очень удобно и приятно. Кайф. 

17.07  Мы на трассе. Понеслась дорога домой. 

17.12  319 км до Москвы! 

19.30  Видимо, этот поход шел настолько гладко и без эксцессов, что что-то непременно должно было еще случиться. Оно и случилось. в 19-30 сломался автобус в 208 км от Москвы. Попандос. Водитель вызвал из Москвы замену. От нечего делать мы жгли костер из мусора и очистили 10 метров Российской земли. Потом завалились спать. Во всяком случае я, так как было понятно, что в Москву приедем под утро и поэтому нужно высыпаться здесь, в автобусе. Кто спал, кто дурачился, короче, маялись от безделья кто как мог J. По дороге мы успели истратить 1000 руб. на пиво, воду и перекуски, но все уже слопали и выпили, а в этом месте, где мы сломались, магазинов нет, поэтому ни выпить, ни поесть…  вот и сидим, тупо бездельничаем. 

00.30    Пришел наконец-то автобус из Москвы. Перекинули шмотки и в 00.45 поехали. 

04.00  Время не очень точное, но где-то так прибыли на Студенческую. Я спал всю дорогу – поэтому рассказать особо нечего. Сбросили Валерину, мою и Пашину лодки на хате, остальные забрали вещи с собой и разъехались по домам. Я поймал такси и в 04.30 был дома. Вымылся и в 05.00 завалился спасть. Все. Поход окончен. 

(с) Попович.

 
 Клуб "Бобры-Тусоваторы"

www.tusovator.ru